В рамках
просветительского проекта «Духовная связь» Синодального отдела по делам
молодежи по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла прошел семинар
на тему: «Почему молодежь не ходит в церковь и как это исправить». В работе
семинара приняли участие специалисты по работе с молодежью, активисты,
волонтеры Ивановской Митрополии, учителя воскресных школ Епархии, работники
отдела церковной благотворительности и социального
служения.
Иерей Тверской и
Кашинской Епархии Алексей (Андреев) представил
свое видение и способы преодоления проблемы. Он отметил, что проблема носит социальный
характер. На примере мировой истории и истории нашей страны отец Алексей рассказал о том, как менялось место религии,
церкви в жизни общества. По его мнению, сейчас христианская жизнь сводится к
общине, семье, частной жизни человека, и то, какой будет церковь через 20-30 лет,
зависит от сегодняшних молодых людей.
В ходе дискуссии
прозвучало мнение о несомненной роли в духовно-нравственном воспитании и
воцерковлении детей и молодежи института семьи, который, к сожалению, сейчас
трансформируется, и гендерные роли в
современной семье не так очевидны, как раньше. Также высказывались суждения о
том, что самая важная миссия на пути воцерковления молодежи лежит на
священниках, чьи «горящие, благодатные сердца способны привести человека к Богу». Иерей Василий Шашнев (Шуя) отметил, что
основные препятствия между молодежью и церковью кроются в стереотипах, которые
сложились в сознании молодых людей, считающих Православие системой ограничений
и запретов. У молодежи необходимо формировать представление о Православии как
образе жизни.
Предлагались возможные
пути решения проблемы: привлекать детей и подростков к пению на клиросе, создавать
детские церковные хоры. Иерей Алексей (Андреев) высказал мысль о том, что
христианская жизнь в ее полноте не ограничивается храмом: необходимо создавать
дополнительные «площадки», например клубы при храмах для личного живого
общения. В первую очередь необходимо самим сделать шаг навстречу и понять
взгляды и проблемы молодежи, ведь вопросы о смыслах, страданиях и смерти у всех
одинаковы.
Дискуссия получилась
живая, временами «жаркая», вопросов было поставлено больше, чем дано ответов, а
в решении главной проблемы – воцерковлении молодежи – поставлено многоточие.